VKontakte
Поделиться
 

Facebook
Поделиться
 

Twitter
Твитнуть
 

e-mail
Отпр. по эл. почте
 

 

Материалы за 2008 год


Быкасов В. Е., Чуян Г. Н. Морфогенетические структуры и седиментологические участки Западной Камчатки // Вестник ДВО РАН, 2008. № 6. С. 48–62.


УДК: 551.8 + 911.2(571.64)
МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И СЕДИМЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ УЧАСТКИ ЗАПАДНОЙ КАМЧАТКИ
Быкасов В. Е., Чуян Г. Н.
В пределах Западной Камчатки обособляются шесть основных морфогенетических структур: Пусторецкая депрессия, Паланская и Большерецкая впадины, а также разделяющие их Кинкильско-Тевинское, Лесновское и Тигильское поднятия. Показывается, что, выходя к морю, эти морфоструктуры формируют литодинамическую подложку Рекинникского, Кинкильско-Тевинского, Тигильского, Хайрюзовско-Ичинского, Большерецкого и Кошелевско-Лопаткинского седиментологических участков побережья.
Делается вывод о том, что познание специфических особенностей процессов образования берегов и накопления осадков в каждом из этих участков даёт возможность воссоздать реальное развитие палеоландшафтной ситуации региона. И тем самым, позволяет более точно обосновать как тактику хозяйственного освоения нефти и газа западно-камчатского шельфа, так и стратегию сохранения и восстановления его уникальных гидробиоресурсов.
Ключевые слова: морфогенетические структуры, седиментологические участки, морфосистемы, литодинамические зоны, морфогенез, гидродинамические барьеры, палеоландшафты.
Библ. 21, рис. 4.
MORPHOGENETIC STRUCTURES AND THE SEDIMENTOLOGIC AREAS OF THE WESTERN KAMCHATKA
V. E. Bykasov and G. N. Chuyan
There are six basic morphogenetic structures distinguished withing Western Kamchatka: Pustoretskaya, Palanskaya and Bolsheretskaya depressions, and also separating them Kinkilsko-Tivilskoye, Lesnovskoye and Tigilskoye emergences. Those morphostructures, coming to the sea, are shown forming the litologic base of Rekinninskoye, Kinkilsko-Tivinskoye, Tigilskoye, […]

Быкасов В. Е. Морфогенез и структура вулканогенных ландшафтов Камчатки // Материалы ХХХ Пленума Геоморфологической комиссии РАН. 15–20 сентября 2008 г. Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2008. С. 46–47.


МОРФОГЕНЕЗ И СТРУКТУРА ВУЛКАНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ КАМЧАТКИ

 В. Е. Быкасов
Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН
 

Ещё в середине ХХ века вулканизм привлекал к себе внимание преимущественно в силу своего впечатляющего внешнего проявления. Во всяком случае, даже геологи, раньше всех столкнувшиеся с проблемой изучения вулканических и поствулканических  процессов и явлений, уделяли вулканизму как геологическому фактору незаслуженно мало внимания, явно преуменьшая его роль и место как в формировании и развитии рельефа земной поверхности, так и самой земной коры. И лишь  во второй половине XX века, когда стало ясно, что существование и развитие древних и современных  вулканогенных морфоструктур есть неотъемлемое свойство всей внешней (ландшафтной) оболочки нашей планеты, положение существенно изменилось. Вплоть до того, что уже и само происхождение таких базовых  элементов ландшафтной оболочки Земли, как земная кора (литосфера), гидросфера, атмосфера и, возможно, биосфера, стало восприниматься как результат и следствие проявления вулканизма [2, 3]. Что и побуждает к необходимости выделения в ландшафтной оболочке нашей планеты вулканогенного типа ландшафта [1].
Как ландшафтообразующий процесс, вулканизм характеризуется весьма широкой (от мантии и до атмосферы) сферой местопроявления, исключительной краткостью (от нескольких минут и часов до нескольких месяцев и, редко, лет) своей заключительной (извержение) […]

Быкасов В. Е. А. Ф. Миддендорф о Второй Камчатской экспедиции // Материалы XXV Крашенинниковских чтений «Камчатка: события, люди». 24–25 апреля 2008 г. Петропавловск-Камчатский, 2008. С. 33–37.


А. Ф. МИДДЕНДОРФ О ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

 
Быкасов В. Е.
 

Ровно 275 лет тому назад, 23 февраля  1733 года из Санкт-Петербурга выехала  первая партия (10 членов команды во главе  с М. Шпанбергом) Второй Камчатской экспедиции (5). Так началась самая, пожалуй, грандиозная из всех географических экспедиций всех времён и народов.
Правда, по документам, начало её принято относить к апрелю 1732 года, когда 17 числа этого месяца был издан указ императрицы Анны Иоановны о назначении начальником экспедиции капитан-командора В. Беринга. Но, во-первых, правительственный  Сенат, не удовлетворённый результатами Первой Камчатской экспедиции (в частности, сомневаясь в подлинности открытия пролива между Азией и Америкой в 1728 году), ещё в конце 1730 года предложил В. Берингу подать свои соображения по поводу организации новой экспедиции, поставив ему при  этом  в задачу расширение её  целей. Но, во-вторых, уже после названного указа последовала ещё целая серия правительственных указов и инструкций, расширяющих, регламентирующих и уточняющих стоящие перед ней задачи. Так что подлинное её начало вполне уместно  привязывать именно к этому – к  отъезду в Охотск первых её 11 членов – событию.
Кстати,  в русской и […]

Быкасов В. Е., Чуян Г. Н., Быкасов А. В. Камчатка: методологические и практические аспекты охраны природной среды // Территориальные проблемы охраны природы. Доклады третьей международной конференции «Особо охраняемые природные территории». 15–16 декабря 2008 г. Санкт-Петербург: 2008. С. 26–31.


КАМЧАТКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 
Быкасов В. Е.1, Чуян Г. Н.2, Быкасов А. В.3
1Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН
2Камчатский филиал ТИГ ДВО РАН
3Камчатский государственный технический университет
 

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, на Камчатке, на всплеске природоохранного движения, началось бурное расширение сети разного рода и ранга особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Тогда же были предприняты и некоторые меры по направлению этого довольно сумбурного процесса в рамки научно и законодательно обоснованных представлений. Однако к искомому результату эти меры не привели. Как потому, что попытки имели чисто рекомендательный, а не законодательный (пусть бы и на уровне региона) характер, так и потому, что местное научное сообщество, поддавшись всеобщей эйфории момента, не сумело вовремя предложить общественности, хозяйственникам и администрации области теоретически и методологически обоснованной модели природоохранной стратегии.
Примером первого рода таковых попыток может служить разработка, по заданию Камчатского областного комитета по охране природы, первого в регионе Проекта программы «Рационального использования рекреационных ресурсов Камчатской области» (Быкасов, Меньшиков, 1993). Которая, хотя и получила признание (о чём свидетельствует […]

Быкасов В. Е. Виртуальный туризм: проблемы становления и перспективы развития // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды III международной научно-практической конференции. МГУ им. М. В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 24–25 апреля 2008 г. – М.: АНО «Диалог культур», 2008. С. 343–349.


ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Быкасов В. Е.
Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН
 
«Человек – часть природы, он подчинён физическим законам и не способен изменить их; и всё же он выходит за пределы природы. Он отделён, будучи частью; он бездомен и всё же прикован к дому, в котором живёт вместе со всеми другими существами. Брошенный в этот мир в определённое место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец – смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не сможет избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив. И тело заставляет его желать жизни» (Э. Фромм, 7).

Одним из характернейших признаков нашего времени является поворот человеческих устремлений и чаяний в сторону максимально бережного отношения к природной среде. Причём общественное сознание всё больше и больше проникается мыслью о том, что без нацеленности всей, и, прежде […]

Быкасов В. Е. Виртуальный туризм // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «История и проблемы правоприменительной деятельности органов государственной власти Камчатского края в сфере природопользования и охраны природных ресурсов». 21–22 апреля 2008 г. Камчатский государственный педагогический университет. Петропавловск-Камчатский, 2008. С. 84–94.


Быкасов В. Е.
 

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

 
«Человек – часть природы, он подчинён физическим законам и не способен изменить их; и всё же он выходит за пределы природы. Он отделён, будучи частью; он бездомен и всё же прикован к дому, в котором живёт вместе со всеми другими существами. Брошенный в этот мир в определённое место и время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он предвидит конец – смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего существования: он не сможет избавиться от разума, даже если бы захотел; он не может избавиться от тела, пока жив. И тело заставляет его желать жизни» (Э. Фромм).
 

Одним из характернейших признаков нашего времени является поворот человеческих устремлений и чаяний в сторону максимально бережного отношения к природной среде. Причём общественное сознание всё больше и больше проникается мыслью о том, что без нацеленности всей, и, прежде всего, хозяйственной, деятельности человека на сохранение в естественном или близком к нему состоянии […]