Урок Кузбасса // «Рыбак Камчатки» 28 июля 1989 г.


УРОК КУЗБАССА

 

Итак, забастовка шахтёров Кузбасса завершилась. Горняки решились-таки на этот кардинальный шаг. Но иного выхода у них и не было. И они своего добились. Добились главного – признания того, что этот их шаг был действительно единственным способом подтолкнуть забуксовавшуюся перестройку. Во всяком случае, именно так можно определить исход ситуации из выступления М. С. Горбачёва по Центральному телевидеию и на сессии Верховного Совета СССР.

Но перейду к нашим дальневосточным проблемам. И задам вопрос – сделало ли из всего этого надлежащие выводы Министерство рыбного хозяйства, а также все прочие организации и службы, деятельность которых тем или иным образом связана с рыбной отраслью? Вопрос, безусловно, лобовой, но абсолютно закономерный, поскольку удовлетворённые требования горняков практически идентичны требованиям рыбаков и обработчиков, прозвучавшим в ходе подготовки и на самой бассейновой конференции во Владивостоке.

Отчётливо осознаю, что постановка этого вопроса человеком, к рыбацкой отрасли относящегося чисто потребительски, внешне выглядит довольно спекулятивно. Но только внешне. Ибо в конце июня сего года мною были написаны и сданы в оргкомитет региональной научно-практической конференции тезисы доклад под названием «Социальные аспекты развития рыбной отрасли Камчатки в перестроечный период». Два абзаца из этих тезисов я и позволю сбе привести.

«Действительно внимательный анализ проблемы социальной лбеспеченности предприятий металлургического и машиностроительного комплексов Урала, Донбасса и других регионов страны показывает, что игнорирование социального аспекта неизбежно влечёт за собой снижение производительности труда, отток рабочей силы в другие отрасли и регионы, в частности – в кооперативы, и, следовательно, приводит е снижению общего уровня производства и потернциала развития отрасли как таковой. Более того, нерешённость и запущенность социальных проблем обернулась в последнее время открытыми социальными кофликтами типа забастовки на Норильском горно-металлургическом комбинате. И привычные, устаревшие способы и методы решения социальных проблем в последние годы стали во многом недееспособными.

Вот отчего мы предлагаем в поисках решения социальных проблем рыбной отрасли Камчатки отойти от традиционной схемы, при которой все решения предлагаются только сверху, из высших звеньев управления. Мы считаем, что для успешного решения всех, в том числе и социальных, проблем рыбаки и обработчики могли бы и сами, и напрямую, участвовать в распределении прибылей, в установлении пенсионного и инвалидного обеспечения. В том же, например, в строительстве жилья. И таким путём может быть, по нашему мнению, только путь создания акционерных обществ. Через выборные советы директоров которых рыбаки и обработчики реально смогут оказать влияние на решение социальных проблем».

Согласитепсь, что эти строки – единственно возможная для автора форма высказывания в открытой печати своего личного мнения о возможности проведения забастовки как последнего способа решения затянувшегося социального конфликта. Дело, в конечном счёте, не в том, что я предсказал (или предугадал – это как кому нравиться) ход развития событий в стране. Дело тут в том, что один человек, который имеет в своём распоряжении весьма скудную и предельно рафинированную газетно-телевизионную информацию, сумел точно оценить тенденцию развития событий в стране, тогда как сотни и тысячи людей, по долгу службы обязанных (обязанных) держать ситуацию на контроле, оказались застигнутыми врасплох. Настолько врасплох, добавлю, что и в дальнейшем развороте событий сплошь и рядом проявили полную беспомощность. И ход работы конференции рыбаков и обработчиков во Владивостоке показывает, что и в рыбной отрасли управленческий аппарат явно не владеет ситуацией.

Так пойдёт ли урок Кузбасса впрок?