Антропогенное загрязнение лагун Камчатки // Материалы международной конференции «Социоэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями» 22–25 мая 2001 г. Петропавловск-Камчатский. 2001. С. 122–124.


АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЛАГУН КАМЧАТКИ

ANTHROPOGENIC POLLUTION IN KAMCHATKA LAGOONS

Г. Н. Чуян

старший научный сотрудник

Камчатского института экологии и природопользования ДВО РАН,

В. Е. Быкасов

научный сотрудник Института вулканологии ДВО РАН,

г. Петропавловск-Камчатский

 

Главными факторами формирования лагун Камчатки являются: подъём уровня Мирового океана, выработка равновесных профилей подводного берегового склона, а также подтопление и отчленение аккумулятивными формами устьев многих рек.Развитие лагун Камчатки имеет свои собственные особенности. Особенно наглядно эти особенности проявляются на примере Западно-Камчатского побережья, которое представляет собою выровненную и полого выпуклую в сторону Охотского моря, береговую линию. Что является результатом последней крупной перестройки берега, происшедшей в середине голоцена. В настоящее время эта перестройка береговых структур ещё не завершилась и выражается она прежде всего в повсеместном размыве берегов Западной Камчатки.

Для всех лагун полуострова характерны специфические черты гидрологического и гидрохимического режима. И одним из важнейших факторов формирования геохимической обстановки лагун стала хозяйственная (антропогенное загрязнение) деятельность человека. То есть во всех этих водоёмах наблюдается активизация и интенсификация антропогенного воздействия на их гидрогеохимический режим, проявляемая в резком увеличении концентрации таких «загрязняющих» веществ как тяжёлые металлы, детергенты и, особенно, нефтепродукты. Причём процесс «загрязнения» (а лучше сказать – детериорации, ухудшения) изначально предопределён тем, что лагуны, будучи резко выраженным геохимическим барьером между сушей и морем, обладают своеобразной геохимической обстановкой – наличием геохимических барьеров на контакте пресной воды рек и солоноватой воды самих лагун и на контакте этих последних с солёными морскими водами.

 

122

Геохимические исследования лагун Камчатки также показали, что максимальные концентрации поллютантов отмечаются в контактной зоне, в зоне активного взаимодействия и смешения пресных и морских вод. При этом очень устойчивые, и потому имеющие тенденцию к накоплению, тяжёлые металлы и детергенты концентрируются не только в водной массе самих лагун, но и в их осадках, значительно ухудшая тем самым газово-кислородный режим лагун.

Особенно интенсивно загрязняются нефтепродуктами и бытовыми отходами лагуны, на берегах которых располагаются рыбокомбинаты и посёлки. Например, в береговых отложениях Ичинского лимана, по данным бурения, осадочная толща в интервале 2.8–4.5 от поверхности буквально пропитана отходами горюче-смазочных материалов. Причём загрязнённый горизонт располагается ниже уровня поверхностных вод лимана и потому происходит активное просачивание нефтепродуктов в водную толщу и последующее их накопление в донных осадках. А низкие температуры, резко снижающие скорость разложения нефтепродуктов, способствуют их консервации.

Тем не менее, в целом, и лагуны Западной Камчатки и лагуны её северо-восточного побережья пока ещё находятся на начальном этапе своего загрязнения. К тому же резкое сокращение в последние годы деятельности береговых рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятий, вплоть до полного закрытия значительного их числа, заметно замедлило этот процесс. Хотя разрушение пересыпей и кошек, отделяющих лагуны от моря, так сильно подстёгнутое непродуманной практикой хозяйствования, по-прежнему продолжается с не меньшей интенсивностью чем прежде.

Совершенно иная ситуация сложилась в Авачинской губе, которая и по своему геоморфологическому строению и по особенностям осадконакопления во многом идентична типичным лагунам. Вследствие интенсивного антропогенного загрязнения, губа оказалась в сверхкритическом состоянии, показателем чего являются резкое, до 3–4 метров в год в кутовой части губы, возрастание скорости аккумуляции илов, активное накопление нефтепродуктов в донных осадках и, главное, более чем заметное уменьшение продуктивности и репродуктивности гидробионтов.

В частности, наблюдения последних лет за её бентосной растительностью показали резкое снижение видового разнообразия водорослей, главным образом за счёт исчезновения (до 60%) багрянок, бурых (до 50%) и зелёных (до 25%) водорослей. Причём, скорее всего, главной причиной

123

 

исчезновения красных водорослей является нарушение их репродуктивной функции под влиянием токсических веществ в придонных слоях. А в целом, не одинаковая резистентность различных групп водорослей к загрязнению ведёт к серьёзным изменениям в составе гидрофитоценозов и к установлению нового равновесия водорослей с остальными биокомпонентами бухты.

Таким образом, неблагоприятный гидрохимический и геохимический режим, возникающий в лагунах Камчатки в результате антропогенного воздействия, становится одной из ведущих причин снижения продуктивности биомассы как в самих лагунах, так и во впадающих в них реках. А так как современные лагуны и лиманы, занимающие практически всё западное побережье Камчатки и побережье Карагинско-Олюторского залива, этих одних из самых богатейших на планете рыбопромысловых районов, являются переходными зонами – экотонами – между экосистемами суши и моря (то есть местами адаптации молоди лосося (смолтов), скатывающейся из рек в море, и реадаптации взрослых лососей, возвращающихся в реки на нерест), а добыча лососей основой основ экономики Камчатки, то изучение геохимических процессов, происходящих в лагунах и лиманах, становится одной из ведущих проблем рационального природопользования региона. То есть проблема антропогенного загрязнения лагун приобретает не только научное, но и важнейшее социально-экономическое значение.

 

124